Калачикова Елена Кимовна старший учитель, начальная школа, гимназия № 153
им. А.С. Пушкина г. Киева
(общий стаж 24 года, в гимназии- 12 лет);
инструктор по эйдетике и скорочтению, тренинговый центр «Шалений равлик» (стаж 10 лет);
А что же такое позитивное мышление?
Позитивное мышление – это наша жизненная позиция, высказывания и мышление, основанные на описании событий или процессов в позитивном ключе.
Залог современного успешного человека- это способность мыслить позитивно, выбирая и акцентируя свое внимание в любой ситуации только на позитивные моменты. Не страдать по поводу неудач и сделанных ошибок, а способность анализировать, исправлять и двигаться дальше! Факт — событие нейтральное, а как мы будем к нему относится – это всего лишь наш выбор. Хотим, добавим факту позитива и будем радоваться и смеяться, а хотим так усугубим этот же факт, что рыдать и хандрить будем долго. Мне важно научить моих школьников не огорчаться и « не залипать» на ошибках, а находить быстрые способы решения проблемы или их исправления…Как же привлечь позитивное мышление в свою жизнь, можно ли научиться мыслить позитивно? И как научить этому своих учеников?
Безусловно, только на своем опыте и на свое примере , на своих знаниях, которые я получала непосредственно, в процессе саморазвития, посещая различные тренинги.
Так, я открыла для себя тренинги по ЭЙДЕТИКЕ ( методы запоминания информации), которые развивают не только образное и ассоциативное мышление у школьников, но и развивают способность фантазировать и представлять позитивно. Ведь наша память эффективнее удерживает и сохраняет ту информацию, которая яркая, необычная, нестандартная. Чем больше ребенок фантазирует, придумывает, тем больше он создает образов, в процессе чего память ребенка улучшается…Сейчас мои второклассники легко могут повторить 20 слов в том же порядке, в котором их услышат, создавая веселые последовательные цепочки . К примеру игра
« ТЕЛЕВИЗОР»:
КАРЛСОН СТУПЕНЬКИ
ДИВАН МОРЕ
АРБУЗ БЕГЕМОТ
РУЧЕЙ ЮБКА
САКВОЯЖ КОРСЕТ
АПЕЛЬСИНЫ ШАРИК
КУРИЦА ЗЕМЛЯ
ДЖИНСЫ МОРОЖЕНОЕ
ЛЯГУШКА КЛЮКВА
САПОГИ УШИ
Составляем цепочку образов: КАРЛСОН улегся диван, на диване лежит арбуз, из арбуза течет ручей сока, по ручью плывет саквояж , из саквояжа посыпались апельсины,апельсин схватила курица и т.д.
Нелепица? Но именно она поможет вспомнить все! Если человек способен образно мыслить, то любую информацию он воспроизведет легко. Почему читая увлекательный роман или детектив, мы легко перескажем прочитанное? Потому что , пока читали, автоматически включалась визуализация. У детей образная память более развита, чем у взрослых, потому они и запоминают все быстрее и проще. Взрослые часто жалуются на возрастные ухудшения памяти, но на самом- то деле — когда они последний раз фантазировали, придумывали, креативили? А когда играли и вовлекали в процесс запоминания свою память? Для этого теперь есть записные книжки, мобильные телефоны. Это замечательно. Но при этом память не получает должной нагрузки и тренировки , она не задействована, и отсюда, как правило жалобы на незапоминание…
Игра « ТЕЛЕВИЗОР» при этом очень хорошо развивает аудиальную память. Как показали мои исследования, дети в большинстве случаев, воспринимают информацию визуально, либо кинестетически, а для запоминания «на слух» требуется особая подача материала. Потому зачастую один и тот же материал приходится преподносить по-разному, рассчитывая и на аудиалов, и на визуалов, и на кинестетов, подбирая не только соответствующие слова, но и специальные игры.
Запомните и воспроизведите увиденное:
После составления и воспроизведения цепочки слов ( и как показали исследования- если в эту игру играть постоянно и систематически, то через 2 недели навык воспроизведения и представления будет столь устойчивым, что количество слов не будет иметь значения, хоть 100, хоть 200, а соответственно, любую информацию, которую ребенок будет получать аудиально , то ли на уроках биологии, то ли на уроках чтения, литературы воспроизведет легко и непринужденно, сэкономив время на выполнении домашней зубрежки) мы расширяем наши привычные рамки воображения, придумывая парадоксальные ассоциации к этим словам, причем все создается на позитиве: каким это не бывает? Курица в памперсах, море — высохшее посередине, головастики гигантские и т. д.
Моим ученикам очень нравятся такие игры, они придумывают всякие смешные ассоциации, хохочут, чем улучшают не только свою память, а т.ж. настроение и свою работоспособность. И таких упражнений в эйдетике много… Они разнообразны, эффективны, я применяю их и на математике, и на чтении, и на уроках русского и украинского языков, раз в неделю веду кружок «Скорочтение и скоромышление».
Так на уроке русского языка я использую эйдетические приемы для запоминания правописания словарных слов (метод созвучий) :
КАРТИНА – тинакароль поет о картине, ( подбираем с детьми созвучные слова, такие, чтобы запоминаемая буква была хорошо и четко слышна)
СОНАТА – от сонаты клонит в сон,
ПИРАТ- пираты идут на пир,
МАГАЗИН — в магазине работает маг,
ОСИНА – в осине много ос,
ВИНЕГРЕТ – вино пьет негр и закусывает винегретом…
Дети любят, очень любят рисовать. Потому часто мы рисуем словарные слова, но так, чтобы в рисунке была хорошо прорисована запоминаемая буква.(графический прием)
К примеру:
ПАЛЬТО –рисую пальто и пуговицы на нем в виде буквы А
САПОГ — изображение сапога, подошва, подъем и каблук- контур буквы А
КОРЗИНА- рисунок корзинки, обвожу дно. Оно похоже на букву О
ЯГОДА – рисую на доске ягоду, цветным мелком обвожу ее. Это есть буква О.
Посмеявшись несколько минут, представив себе все эти веселые картинки , ребята, выполняя проверочный словарный диктант , все эти яркие связки припомнят и правильно напишут ту букву, правописание которой нужно было запомнить..
Сейчас, время большого потока информации. Успеть прочитать материал, еще обработать его, сохранить в памяти, воспроизвести и применять его в жизни – может не каждый… Почему дети тратят много времени на выполнение домашних заданий, особенно устных? А может ли ребенок после 5-тичасовых пересказов текстов, зазубриваний , заучиваний стихотворений чувствовать себя успешным и успевающим? Кто из учителей учит своих учеников рационально использовать свободное время и продуктивно работать с материалом, чтобы с минимальными временными и энергетическими затратами запомнить изучаемый материал? Почему мы не учим детей выбирать из текста ключевую информацию и обрабатывать именно ее?
Из своего педагогического опыта и наработок, одним из самых эффективных приемов запоминания является метод пиктограмм.
Пиктограмма—это схематический значок, рисунок, который содержит в себе некую информацию. К примеру, дорожные знаки, знаки-инструкции, значки в телефоне и компьютере и т.д.
Начиная с 1 класса, я ввожу этот метод. Сначала я говорю слова, дети схематично их рисуют. Работаем , составляем и рисуем коллективно:.
радость
море
небо
Потом , аналогично мы рисуем пиктограммки на мои предложения. Всем классом обсуждаем каким будет изображение, при чем я сознательно делаю рисунки карикатурно, легко и весело…
Две веселые лягушки
Ни минуты не сидят.
Ловко прыгают подружки
Только брызги вверх летят.
Во 2 классе дети привыкают составлять пиктограммы самостоятельно. Мы постепенно готовимся к письменному пересказу: слушаем текст, на доске прорисовываем пиктограммы, по ним же проговариваем, повторяем весь текст и записываем в тетради.
В 3 классе каждый работает со своей шпаргалкой ( текст с пиктограммами каждый составляет самостоятельно) и записывает текст в тетрадь.
В 4 классе после составления шпаргалки и запоминания текста, все шпаргалки аннулируются. И дети пишут по памяти в тетрадь. Первоначально у ребят возникает легкая паника ( срабатывает момент недоверия к себе), но она очень быстро проходит, потому что образы, созданные в своих шпаргалках, на самом то деле остались у них в голове….
Позже, когда мои ученики ушли в среднюю школу, многие учителя , читающие в моих классах, спрашивали: что я делала со своими детьми? Почему они такие улыбающиеся? Почему они так отличаются от своих сверстников? Почему они такие успешные в учебе? И легко адаптировались к старшей школе? Почему они так подробно пишут и запоминают изложения? Почему им так нравится учиться ? Почему им легко дается?
Да потому что я ориентировала их на позитивный настрой! Что они все могут! Они лучшие! Они моя гордость!
И так на всего учебного процесса: то ли тексты запоминать, то ли изложение написать, выучить таблицу умножения, составить опорный конспект, правильно сделать шпаргалку, запомнить имена и лица, легко запоминать правописание словарных слов или иностранных- в основе лежит одно- представление положительных образов, а за 4 года обучения – это входит в привычку- фантазировать легко и позитивно…Дети учатся легко и в удовольствие, на выполнение домашних задания тратится значительно меньше времени, они знают, что зубрежка- это неэффективно и не надолго, развивая свое творчество и креатив… —
Иногда, на уроках я использую минутки для релаксации, которые позволяют не только отдохнуть, но еще и закрепить ранее полученный материал, либо вернуть себе положительные эмоции за счет позитивных воспоминаний.Много раз видела, как такая простая разминка «вспомнить хорошее» за 2-3 минуты наполняет класс улыбками и энергией. Проводится она просто: под приятную спокойную музыку предлагается вспомнить приятное мгновение (что-то, что вызвало у них радость, позитивные эмоции), которое было у них в последнее время и побыть в этом некоторое время, еще раз пережив эту ситуацию в воспоминаниях . Настроение значительно улучшится!
Но все это не будет иметь значения, если я сама не буду примером для своих учеников.
Очень важно , чтобы меня в этом направлении поддерживали родители учеников, не деспотично и авторитарно контролировали, а находили с ними общий язык сотрудничества, помогали расти им не закомплексованными людьми, а самодостаточными и успешными личностями. Потому мы проводим часто совместные внеклассные посиделки, а т. ж. родительские собрания, где я делюсь свои опытом и взглядами на процессы формирования и них и их детей позитивного мышления.
Различные инсценировки, театральные постановки экспромтом , работы в команде и мини группах, разрешение проблемных ситуаций — позволяют моим ученикам чувствовать себя раскрепощенно, открыто , в любой аудитории.. Они доброжелательны, честны, отзывчивы и открыты к любой критике, т.к. понимают, что в любом воспитательном процессе у учителя нет цели унизить и уничтожить ученика, а есть цель помочь найти правильный способ решения и выхода из любой ситуации… Потому в моих классах, с моими учениками всегда очень приятный микроклимат: атмосфера сотрудничества и позитива!