Классический рафтинг — это сплав по горным рекам на больших надувных бескаркасных судах — рафтах или катамаранах имеющих большую плавучесть, являются надежными и устойчивыми на воде а также удобны для размещения группы туристов (6-12 человек). С появлением этого вида судов сплав по Днестру и бурным рекам перестал быть привилегией туристов-водников, на протяжении многих лет традиционно осуществлявших рискованные самодеятельные походы на байдарках и плотах.
Большинство бурных горных рек подходят для рафтинга но лишь на отдельных участках своей протяженности и при определенном уровне воды.
Для того, чтобы принять решение об участии в рафтинг — туре, участнику сплава необходимо оценить сложность маршрута. Она прежде всего зависит от тех препятствий, которые придется преодолевать во время похода. Препятствиями могут служить отдельные камни в русле реки, а также пороги — участки в русле реки с перепадом уровня воды и сопутствующие им неоднородности водного потока, такие как пороги, валы (стоячие волны) и бочки. Бочки — участки с обратным течением, которое возникает в месте падения воды с порога. Они опасны тем, что препятствуют движению судна и относят его обратно под поток воды, где он может перевернуться. Не менее опасны так называемые гребешки. Это деревья или кусты свисающие над водой или погружены в нее. Опасность заключается в том, что человек рефлекторно хватается за них, и, теряя равновесие вместо того чтобы отпустить еще больше держится. Результат один — ее зтягуе с судна а в худшем случае и тому позади. Поэтому не стоит об этом забывать …
Согласно Международной классификации сложности препятствий каждому участку бурной реки (вплоть до отдельного порога) присваивается одна из шести категорий: чем выше номер, тем серьезнее и опаснее препятствия, а значит и рискованнее маршрут.
Туры туристического рафтинга, рассчитанные на людей без специальной подготовки, не предусматривают преодоление препятствий выше третьей категории, которая хотя и не исключает вероятность возникновения экстремальной ситуации, но ничем серьезным, кроме как дополнительным выбросом адреналина в кровь, не грозит. Тем, кому нужен адреналин в больших количествах, предлагаются специальные туры и даже экспедиции, однако на участие в подобных приключениях, как правило, решаются путешественники, имеющие в личном зачете не один спуск по бурным рекам.
Во время сплава туристы сидят на бортах рафта или катамарана и гребут веслами под руководством инструктора, присутствие которого в туристическом рафтинга для коммерческого сплава является обязательным. На несложных маршрутах туристы могут не иметь опыта водных походов. Инструктор отдает простые команды, касающиеся направления работы веслами, которые участники сплава должны постараться максимально точно выполнить. Инструктор учит туристов всех основных элементов настоящего туристического рафтинга, прививает чувство командной работы. На сложных маршрутах гидами нередко выступают приглашаемые турфирмами спортсмены.
Популярность того или иного маршрута складывается из нескольких факторов, и не менее важными, чем получение бурных эмоций от самого прохождения порогов. В первую очередь ц является наличие природных, культурных или исторических памятников вдоль маршрута или по пути к нему, удобство доставки к началу маршрута, комфорт при использовании снаряжения и оборудования. Туристический рафтинг — это не только плотина, это и остановки в живописных местах со всеми атрибутами туристской жизни: с приготовлением пищи на костре, ночевка в палатках, песнями под гитару. В большинстве своем рафтинг — туры это многодневные путешествия. Впрочем, для тех, кто только начинает знакомство с этим видом отдыха, организуются туры выходного дня. Одним из первых таких туров и есть тур основан ИРС «ДКЗ» в Закарпатье еще в 2003 г. под названием «По Тисе вместе» на мижсанаторно курортной флотилии в составе которой на сегодня насчитывается 10 специальных восьмиместных катамаранов. Этот тур больше рассчитан на туристов расположенных в санаториях или курортах и есть «привязаны» к лечебно-оздоровительного процесса в них. Очень популярным он есть и среди студентов и учеников. Последние идут на маршрут «вперемешку» с взрослыми участниками.
И все же, о рафтинге вообще.
То-то, какой бы сложности не был маршрут и где бы он не проходил, каждый участник сплава должен серьезно отнестись к качеству как личного снаряжения, так и к качеству и надежности судов. Конструкция рафта (наличие надувных поперечин, фиксирующих ноги) должна обеспечивать туристам дополнительную страховку от падения за борт. Такие присутствуют на катамаранах, основой которого является жесткая рама с продольных и предыдущее труб. Однако полностью исключить это досадное недоразумение, как и переворот самого судна, невозможно, а значит, каждый путешественник должен надеть индивидуальные средства защиты: спасательный жилет и, при необходимости, шлем. Это тот минимум, который обязана предоставить туристическая фирма — организатор сплава. Нередко имеет смысл задуматься и о дополнительной экипировке. Так, например, для ледяной воды горных рек может пригодиться гидрокостюм, и уж точно имеет смысл приобрести удобную обувь — специальные ботинки на резиновой подошве с ребрами. В целях личной безопасности каждый участник водного похода должен уметь плавать, поскольку спасательный жилет самостоятельно доставить участника сплава к берегу не может.
Впрочем, мощная спасательное средство — это сам рафт или катамаран. И если вы вдруг случайно оказались за бортом в бурной воде, то препятствия лучше пройти крепко держась за судно, чем самосплавом.
Рафтинг — это захватывающие приключения, выброс эмоций, победа над водной стихией, и в какой-то степени над собой, это сплочение участников похода в команду единомышленников, но это никак не развлекательный аттракцион на воде. Здесь есть свои четкие правила, которые необходимо неукоснительно выполнять. Только в этом случае рафтинг станет безопасным, увлекательным отдыхом и, несомненно, будет приносить огромное удовольствие.