14 мая в пресс-центре ИА «Одесса-медиа» прошла пресс-конференция председателя Одесского областного территориального отделения Антимонопольного комитета Украины (АМКУ) Юрия Игоревича Кравца на тему «Соблюдение правил конкуренции при передаче в аренду нежилых помещений и земельных участков».
Антиконкурентные действия органов государственной власти и местного самоуправления являются одним из видов нарушения законодательства о защите экономической конкуренции.
Антиконкурентные действия могут иметь место при принятии каких-либо актов (решений, приказов, распоряжений, постановлений), а также подразумевают какие-либо действия или бездеятельность органов государственной власти или местного самоуправления, которые могут нарушать правила конкуренции, в том числе путем создания неравных условий для ведения бизнеса или предоставления неправомерных преимуществ отдельным субъектам хозяйствования.
1. Исследование рынка передачи в аренду субъектам хозяйствования земельных участков коммунальной формы собственности
Одесское отделение Антимонопольного комитета Украины в 2014 году начало исследование рынка передачи земельных участков коммунальной собственности в аренду субъектам хозяйствования.
В результате исследования рынка выявлены признаки антиконкурентных действий со стороны городских и сельских советов. Нарушение заключается в установлении разных ставок арендной платы от нормативной денежной оценки за пользование земельными участками одного целевого назначения (к примеру, для размещения объекта торговли).
Такие действия приводят к созданию неравных условий конкуренции между субъектами хозяйствования, поскольку одним предоставляются преимущества в виде уплаты меньшего размера арендной платы, а иным создаются неблагоприятные условия деятельности по отношению к конкурентам.
Согласно статьи 288 Налогового кодекса Украины размер годовой суммы арендной платы не может быть меньше 3 процентов и превышать 12 процентов от нормативной денежной оценки земельного участка. Окончательный размер арендной платы устанавливают органы местного самоуправления.
Одесское отделение АМКУ уже начало 8 (восемь) дел о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции в отношении местных советов (Черноморский сельский совет, Салганский сельский совет, Овидиопольский сельский совет, Староказацкий сельский совет, Роксоланский сельский совет, Маякский сельский совет, Великодолинский сельский совет). Ближайшее время планируется открыть еще более 20 дел.
2. Исследование рынка передачи в аренду субъектам хозяйствования недвижимого имущества коммунальной формы собственности
Одесское отделение АМКУ в 2014-2015 годах провело исследование рынка передачи в аренду субъектам хозяйствования нежилых помещений коммунальной формы собственности.
В результате исследования были выявлены следующие нарушения законодательства о защите экономической конкуренции:
1. Не проведение органами местного самоуправления конкурса по определению субъекта оценочной деятельности для оценки имущества коммунальной собственности, которое передается в аренду.
Согласно ст. 7, 10 Закона Украины «Об оценке имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности» органы местного самоуправления выступают заказчиками проведения независимой оценки принадлежащего им имущества, которое передается в аренду, путем заключения договора с субъектом оценочной деятельности, который определяется на конкурсной основе.
Заключение договора органами местного самоуправления без проведения конкурса, в нарушение требований действующего законодательства, является нарушением законодательства о защите экономической конкуренции в виде антиконкурентных действий (ст. 15 Закона Украины «О защите экономической конкуренции»).
2. Установление разных процентных ставок при расчете размера арендной платы субъектам хозяйствования, которые арендуют нежилые помещения коммунальной собственности для одинакового целевого использования.
Такое нарушение было выявлено со стороны районного совета Одесской области при передаче двум субъектам хозяйствования в аренду нежилых помещений для размещения аптек. В одном случае районный совет применил арендную ставку 15%, а во втором 10%. На данный момент нарушение прекращено.
Решением районного совета Одесской области адвокату для предоставления юридических консультаций было передано в аренду нежилое помещение и установлена арендная плата в размере 1 гривна в год. Также райсовет заключил еще один договор аренды нежилого помещения с целевым назначением – предоставление юридических консультаций. Во втором случае при определении размера арендной платы применена арендная ставка – 20%. На данный момент нарушение прекращено.
Установление разных процентных ставок при расчете размера арендной платы создает неравные условия в конкуренции. Таким образом, некоторые субъекты хозяйствования вынуждены нести большие расходы за аренду коммунального имущества во время осуществления хозяйственной деятельности, в отличие от их конкурентов.
3. Применение органами местного самоуправления повышающего коэффициента при определении размера арендной платы для арендаторов — субъектов хозяйствования, не зарегистрированных на территории, на которую распространяются полномочия соответствующего органа местного самоуправления.
Районный совет Одесской области 2012 году своим решением утвердил Методику расчета и порядка использования платы за аренду коммунального имущества. Данной методикой был предусмотрен повышающий коэффициент в размере 1,1 для субъектов хозяйствования, которые зарегистрированы за пределами соответствующего района. Таким образом, были созданы неблагоприятные условия для деятельности определенным субъектам хозяйствования. На данный момент нарушение прекращено.
Для субъектов хозяйствования!
Если субъекты хозяйствования сталкиваются с вышеизложенными нарушениями законодательства о защите экономической конкуренции, просим сообщать о таких фактах в Одесское отделение Антимонопольного комитета Украины.